ПРЕСС-РЕЛИЗ КОНТАКТЫ ПРЕССА
УСТАВ
КОДЕКС ЭТИКИ ДОКУМЕНТЫАТТЕСТАЦИЯСПИСОК ЧЛЕНОВ
СОВЕТ
ПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИКАЦИИ


30 марта 2006 года в Москве состоялась
Международная Конференция
"Проблемы защиты интеллектуальной собственности"
организованная Российской академией правосудия.

В Конференции участвовали судьи Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, представители судебных органов России, представители Государственной Думы, федеральных министерств и ведомств, занимающихся проблемами защиты интеллектуальной собственности, представители правоохранительных органов, а также научных организаций и профессиональных организаций экспертов, авторов и правообладателей

В работе Конференции принял участие Матвей Марков, юридический советник гильдии экспертов - "Национальной организации экспертов в области искусства".

На Конференции впервые в отечественной практике обсуждалась проблема судебной практики разрешения споров, связанных с нарушением прав на произведения изобразительного искусства в результате их фальсификации.

Особую проблему представляет получивший широкое распространение в России новый тип фальсификаций, так называемая "перелицовка", которая заключается в переделке картин западно-европейских художников XIX – начала XX века в десятки и сотни раз более дорогие картины русских художников. Ситуацию прокомментировал в своем выступлении юридический советник НОЭКСИ Матвей Марков:
- Россия является участником Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г. и Всемирной конвенции об авторском праве от 06.09.1952г. Согласно Закону "Об авторском праве и смежных правах" на территории Российской Федерации предоставляется охрана авторских прав зарубежных авторов. При переделке оригинала с изменением имени художника, налицо нарушение таких прав европейских авторов как право авторства и право на имя. В подобных случаях права не ограничены сроком давности и принадлежат наследникам автора, либо при их отсутствии – соответствующим государствам. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем появятся многочисленные судебные иски со стороны представителей европейских государств о защите репутации авторов "перелицованных" картин.

Авторское право действует в течение семидесяти лет после смерти художника. Многие знаменитые ныне русские художники творили в первой половине XX века. При подделке их произведений нарушаются права наследников художников, как обладателей исключительных имущественных прав.
Во многих случаях художники и их наследники обладают правами, которые не используются ими в силу незнания. В частности, такое особое право авторов произведений изобразительного искусства как «право следования» (Пункт 2 Статьи 17 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). Закон предусматривает, что после перехода произведения от автора в собственность к другому лицу, автор имеет право на получение вознаграждения в размере 5% от цены в случае каждой последующей перепродажи, если цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. Такое право действует при публичной перепродаже произведения через аукцион, галерею или магазин.

На Конференции обсуждались актуальные проблемы судебной экспертизы произведений изобразительного искусства. В соответствии с законодательством, эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в предусмотренном законом порядке.
Эксперт несет ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ, о чем он предупреждается судом и дает подписку. При этом эксперт вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. На первый взгляд право на отказ от проведения экспертизы в достаточной мере защищает эксперта. Однако в контексте новых тенденций фальсификации очевидны следующие проблемы. Так при проведении судебной экспертизы произведений с подозрением о «перелицовке» западноевропейской картины в русскую, эксперт может оказаться в сложном положении, поскольку вероятность ошибки многократно возрастает. А допущенная ошибка может быть истолкована, в том числе, и как дача заведомо ложного заключения. Эксперты-искусствоведы признают, что в определённом смысле фальсификаторы их опережают. Совершенно очевидно, что в процесс фальсификации произведений изобразительного искусства вовлечено большое количество профессионалов-искусствоведов, а также художников и реставраторов достаточно высокого уровня в России и за рубежом.
Представляется, что во избежание ошибок экспертов, судам и иным органам при назначении экспертизы необходимо устанавливать проведение комплексной экспертизы, включающей в обязательном порядке и технико-технологическое и искусствоведческое исследование. Причём при проведении, например, экспертизы произведений русского реалистического искусства второй половины XIX – начала XX века целесообразно назначать не только эксперта-искусствоведа по русскому искусству, но и эксперта-искусствоведа по западному искусству того же периода. Очевидно, что ни один эксперт-искусствовед не является универсалом, и привлечение его к экспертизе бессмысленно без учета его реальных знаний, навыков и репутации.

Матвей Марков сообщил, что помощь судам и иным органам, назначающим проведение экспертизы произведений изобразительного искусства, будет оказывать недавно созданная в Москве "Национальная организации экспертов в области искусства" (НОЭКСИ), объединившая ведущих российских экспертов. НОЭКСИ, обладая достаточной информацией о большинстве специалистов в области искусства, могла бы по запросу судов рекомендовать экспертов с необходимой в каждом конкретном случае квалификацией и специализаций.