ПРЕСС-РЕЛИЗ КОНТАКТЫ ПРЕССА
УСТАВ
КОДЕКС ЭТИКИ ДОКУМЕНТЫАТТЕСТАЦИЯСПИСОК ЧЛЕНОВ
СОВЕТ
ПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИКАЦИИ


14 февраля 2006 года в Государственной Думе РФ состоялись Парламентские слушания на тему «О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации».
Слушания организованы Комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму, проводились под председательством заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Катренко В.С.

К участию в слушаниях были приглашены эксперты «Национальной организации экспертов в области искусства» (НОЭКСИ). От имени гильдии экспертов выступил Председатель Правления НОЭКСИ, генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО» Евгений Зяблов.


Из доклада «О состоянии дел и мерах противодействия обороту фальсифицированных культурных ценностей», подготовленного НОЭКСИ к Парламентским слушаниям 14 февраля 2006г:


Состояние дел

Количество и качество фальсифицированных произведений, по отдельным периодам искусства сотнями и тысячами единиц вливающихся в культурный оборот, позволяют говорить о новой опасности, наиболее серьезной с точки зрения деятелей искусства, - о тенденции создания альтернативной, фальсифицированной истории искусств.

Неблагополучие состояния дел в отрасли недооценивается или замалчивается профессиональными участниками отношений в области культурных ценностей. И все они обычно представляют ситуацию с фальсификациями, как отдельные прискорбные случаи.

О состоянии законодательства

Если бы законодательное и нормативно-правовое регулирование отрасли представляло собой целостную конструкцию, однозначно определяющую культурные ценности, как объект регулирования, а также категории субъектов отношений в связи с данным объектом, то тогда следующим неразработанным направлением была бы тема ответственности субъектов, т.е. участников сделок с предметами искусства.

Но, к сожалению, необходимо учитывать, что уголовное судопроизводство в РФ зачастую носит обвинительный характер, а законодательно утвержденные единые стандарты и правила проведения экспертизы и торговли культурными ценностями, на критериальную шкалу которых могла бы опереться судебная система, отсутствуют.

Главная проблема, как следует из вышесказанного, состоит в том, что российское законодательство до сих пор никогда не рассматривало в качестве объекта рыночных отношений культурные ценности вообще и произведения искусства в частности.

А ведь рассмотрение и решение вопросов законодательного противодействия обороту фальсифицированных культурных ценностей путем введения норм прямого действия возможно только в контексте регулирования рынка культурных ценностей.


Предложения НОЭКСИ по совершенствованию действующего законодательства:

1. Приступить к подготовке проекта отраслевого закона «О рынке культурных ценностей» или «О культурных ценностях» (по аналогии с Законами РФ «О рынке ценных бумаг» или «О лекарственных средствах»).

2. На уровне актов нормативно-правового, индивидуально-правового регулирования и саморегулирования, рекомендовать государственным органам исполнительной власти, профессиональным объединениям участников рынка культурных ценностей, в пределах их компетенции, установить соответствующие стандарты государственных и частных услуг, а также принять правила профессиональной деятельности, предусматривающие в числе прочего, требования по предоставлению информации.

3. Ввести в действующее законодательство изменения, устраняющие устаревшие нормы, сдерживающие процесс легализации оборота произведений искусства. В частности, предлагается изменить две нормы Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»:
Действие нормы о запрете частным лицам на постоянный вывоз за пределы России культурных ценностей, созданных более 100 лет назад, необходимо сохранить только в части ограничения на вывоз особо ценных объектов национального культурного наследия.
Предусмотренный Законом 20-летний срок добросовестного владения культурной ценностью, как основание возникновения права собственности, изменить на 5-летний, как предусматривает Гражданский кодекс РФ в отношении срока приобретательной давности. для движимых вещей.

Саморегулирование в области культурных ценностей

В России, в сфере культурных ценностей, уже действуют две профессиональных организации, в уставах которых записаны нормы о внедрении высоких профессиональных стандартов, этических норм и правил, а также о контроле их исполнения, это:
«Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров» (ИКААД)
«Национальная организация экспертов в области искусства» (НОЭКСИ).

ИКААД объединяет большинство наиболее крупных антикварных салонов и галерей.
НОЭКСИ - большинство ведущих экспертов в области искусства.

Требования, предъявляемые обществом и государством к подобным организациям, достаточно понятны по аналогии с другими отраслями, где значительная часть государственных функций уже делегирована саморегулируемым профессиональным сообществам.

У сообществ экспертов и антикваров по многим вопросам бывают принципиально разные позиции. Но что принципиально важно – целью обоих публичных объединений не может не являться укрепление их репутации и повышение доверия к их членам. Следовательно, эти организации – потенциальные партнеры государственной власти в развитии и регулировании рынка культурных ценностей.

Конвейер фальсификаций в последние несколько лет имел возможность беспрепятственно развиваться по ряду объективных причин. В их числе – неспособность основных экспертных сил вовремя распознавать новые явления.
Несогласие российских экспертов с их объективной беспомощностью перед лицом подобных «новых вызовов», явилась одной из причин их объединения в «Национальную организацию экспертов в области искусства».

Объединившись в саморегулируемую организацию, эксперты НОЭКСИ в качестве одной из первых программ деятельности гильдии учредили специальную Программу изучения проблем фальсификации русского искусства 2-й половины 19 века.
В рамках развития этой Программы, в 2006-2007 годах, предполагается проведение эталонных исследований западноевропейских «близнецов», работа по возвращению фальсифицированным произведениям подлинного авторства. И, возможно, удастся осуществить выставочный проект, в котором будут совмещены оригинальные работы западноевропейских и русских художников - «близнецов», а также выявленные фальсификаты, «переименовавшие» первых во вторых.

Паспортизация и маркировка произведений искусства

Фальсификациям, основанным на подмене оригинальных произведений искусства высококачественными копиями, на уровне технических методов наиболее эффективно может противостоять паспортизация каждого ценного произведения искусства.

Под паспортизацией мы понимаем создание комплексного «досье» на произведение, включающее в себя невоспроизводимые фальсификаторами изображения фрагментов произведения и иную информацию, в том числе особую маркировку.

Паспорт произведения искусства также необходим для установления истины при различных, в том числе, судебных, спорах, а также в случаях хищений.

Экспертный институт «Арт Консалтинг», в ходе оказания услуг по проведению комплексной экспертизы произведений искусства в течение двух лет, на практике отработал алгоритм паспортизации на основе электронных микрорентгенограмм. А система микро-маркировки «Арт-Дот» была апробирована на экспонатах нескольких вывозных выставок Государственного Политехнического музея и при маркировке ценностей, принадлежащих Русской Православной церкви в Калужской области.

В целях развития и координации этого важного направления противодействия обороту фальсификатов, мы поддерживаем проект создания «Российского центра маркировки и идентификации культурных ценностей». Задачей центра станет апробация и внедрение новых технологий, а также создание комплексной методики защиты культурных ценностей.